"НАРЫМСКИЙ КВАДРАТ"
Город Новосибирск известен всему миру целым рядом своих достижений и достопримечательностей - мировой рекорд по росту населения, Академгородок и самая умная улица, самый длинный метромост и единственные поезда-музеи. Но городом мира Новосибирск стал благодаря не этим уникальным фактам, а тому духу мира, свободы и гражданственности, который царит в городе.
И одним из центров формирования этого духа, его средоточия является, так называемый, "Нарымский квадрат", вершинами которого являются Цирк, Вознесенский кафедральный собор с памятником святым Петру и Февронье, школа по проекту А.Д. Крячкова, мемориал жертвам политических репрессий. Известно, что мифология квадрата, как одной из фигур сакральной геометрии, складывается из таких понятий, как: порядок, равенство, справедливость, истина, мудрость, честь, искренность, земля.
Вознесенский собор
Конечно же, время строительства Вознесенского собора и цирка сильно разнится. Но тем не менее, их сосуществование можно считать параллельным. Деревянная церковь в честь Вознесения Господня, прозванная в народе Туруханским храмом по случаю расположения на улице с таким же названием, была построена в Ново-Николаевске в 1913 году. С установлением Советской власти, когда уже сама государственная власть развернула непримиримую борьбу с религией, для церкви наступили непростые времена. Вознесенский храм хотя и не подвергся полному разрушению, как многие другие (в том числе и привокзальный в честь Даниила Пророка), однако в 1938 году церковь была закрыта и использовалась до 1944 года в качестве склада для хранения зерна. В годы Великой Отечественной войны, когда государственная политика по отношению к церкви резко изменилась, в Вознесенском храме возобновилось богослужение. Но в результате предыдущей хозяйственной эксплуатации деревянное здание к 1970 году пришло в упадок.
Цирк
В то самое время, то есть в 1960-ые годы, когда здание церкви начало разрушаться, в непосредственной близости развернулось строительство цирка. Новосибирский цирк возводился по новому проекту, разработанному в московском институте Гипротеатр. Главная особенность этого экспериментального проекта заключалась в возможности многофункционального использования самого здания: как цирка, киноконцертного зала, зала массовых собраний, спортивных демонстраций, устройства выставок. Стационарная широкоформатная киноустановка могла сопровождать цирковые представления демонстрацией соответствующих кинолент. Это строительство в эпоху, так называемого развитого социализма, стало буквально символическим, с позиций торжества народной и светской культуры над религиозной идеологией. Интересен тот факт, что уже в процессе строительства в проект цирка были внесены конструктивные изменения, и по обеим сторонам здания к нему были пристроены два кафе. Причём именно то кафе, которое было обращено в сторону Вознесенского собора, получило название «Скоморохи»! Наконец, в 1971 году Новосибирский цирк был открыт. В результате этого соборная территория утратила один из двух своих входов, а сам храм не только оказался в низине, но и отошёл на второй план на фоне нового и необычного здания цирка.
Вознесенский собор (продолжение)
Но, практически одновременно, после завершения строительства цирка, начинается масштабная реконструкция здания Воскресенского кафедрального собора. В 1974 году была реконструирована западная часть здания и заменены колонны внутри собора. Новые кирпичные стены после возведения были скрыты под деревянной обшивкой, чтобы сохранить общий вид деревянного храма. В 1976 году стены всех трех алтарей были поочередно разобраны и заменены кирпичными, а к 1979 году был устроен нижний храм в честь святого благоверного князя Александра Невского и Гедеона Праотца. Реконструкцию Вознесенского собора приурочили к празднованию 1000-летия Крещения Руси. К августу 1988 года строительные работы были полностью завершены. И хотя при реконструкции храма органы государственной власти не дали разрешения сделать его выше и просторнее, как хотелось церковному руководству и строителям, однако он стал украшением Новосибирска.
Так в Новосибирске, в этом современном мировом центре науки и культуры можно было реально наблюдать за противостоянием народной и светской культуры с религиозной. Но примечательно, что за пределы этого градостроительного конфликта, данное противостояние развития не получило. И здесь свою роль сыграл знаменитый на весь город Новосибирск Нарымский сквер.
Нарымский сквер
Знаменит Нарымский сквер, прежде всего, борьбой горожан за его сохранение. Кратко, но исчерпывающе полно и образно об этом в своё время рассказал корреспондент Новосибирских новостей Александр Попов:
"В Нарымском сквере уже ничто не напоминает о грандиозных планах строителей. На месте котлована со сваями зелёная площадка, где уже высадили больше сотни рябин и лип.
Десять лет противостояния, более 430 судебных заседаний. В хрониках битв за Нарымский сквер есть даже силовые разгоны митингов и демонстраций.
Буквально начиная от дороги, на территории в три гектара должна была вырасти высотка с гостиницей, бизнес-центром и фитнес-клубом. Добавьте к этому подъездные пути, парковки, теннисные корты и представьте, какую часть сквера откусил бы элитный новострой.
От былых баталий сейчас остались лишь 49 бетонных свай, и те под землёй. Была даже идея немного вытащить их на поверхность, оставив памятником борьбы горожан за свои права. Однако все же решили стереть все воспоминания. Расти здесь деревьям сваи уже не помешают.
"Вы понимаете, сейчас я прохожу по нему, и меня радует то, что в Нарымском сквере появилось очень много белок, они прыгают, с ними даже дети играют, их подкармливают даже", - говорит председатель общественной организации "Защитим Нарымский сквер" Владимир Шевченко.
Теперь здесь сделали дорожки, клумбы. Отремонтировали и пролеты лестницы с улицы Челюскинцев. Уже высажено более ста деревьев. В ближайший год здесь появится еще двести сосен, берез и лип. Киоски и прочие коммерческие объекты строить не будут." (Сентябрь 2015 года).
В результате этих событий, Нарымский сквер стал для Новосибирска своеобразным Гайд парком. Сейчас это место широко используется общественностью города для проведения гражданских акций и митингов. Но и не только. Сквер стал прекрасной площадкой для проведения культурно-массовых и праздничных мероприятий. А самое главное, он был и остаётся одним из самых любимых уголков города для прогулок, потому что, несмотря на свою общественную значимость, имеет ненавязчивый ландшафтный дизайн и сохраняет естественную красоту уютного зелёного закутка для жителей огромного и шумного мегаполиса.
А свою общественно-гражданскую значимость сквер поддерживает скульптурными композициями, расположенными на его территории. Памятник Святым Петру и Февронье, мемориал жертвам политических репрессий, памятник жертвам радиационных катастроф, аварий и испытаний ядерного оружия - всё это является молчаливым, но выразительным обращением по поводу самых болевых точек нашего общества.
А изуродованное здание-памятника школы по проекту А.Д. Крячкова, расположенное при выходе из Нарымского сквера на Советскую улицу, взывает к горожанам о необходимости бережного и достойного отношения к своему историко-культурному наследию.
СТОЛИЦА ТРАНССИБА
Сегодня трудно поверить, что на месте самого крупного здания вокзала за Уралом более 100 лет назад стоял одноэтажный домик железнодорожного полустанка с кратким названием "Обь". Но его трансформация уже в первые годы возникновения Новосибирска (Ново-Николаевска) стала заявкой города на роль крупнейшего транспортного узла России. Современное здание вокзала "Новосибирск-Главный" является символом № 2 города Новосибирска не только, как столицы Сибири, но и как столицы Транссиба.
1893 год. На месте современного здания вокзала была построена первая деревянная станция "Обь" для пассажиров 5 класса. Это был самый низкий класс по уровню обслуживания пассажиров, предназначенный для их временного ожидания локомотива, пока делалось техническое обслуживание паровозов (заправка водой и топливом). Выбор именно этого места для расположения станции до сих пор остаётся загадкой, поскольку в то время здесь был только лес, расстояние от самого железнодорожного моста насчитывало порядка 3 километров, а железнодорожный путь на правом берегу Оби был причудливо изогнут. Более логичным местом для полустанка "Обь" можно было бы считать площадку, на которой сейчас расположены остановочные платформы "Центр" и "Правая Обь". Здесь к тому времени уже вовсю разрастался посёлок строителей, а совсем рядом проходил Барнаульский тракт, от которого в скором будущем и начал прорубаться через лес Николаевский проспект. Единственным фактором, объясняющим выбор данного места для строительства станции, является близость пароходной пристани на реке Обь, которая принимала как поток грузов, так и пассажиропоток. В конечном счёте станция и была отнесена в сторону от железнодорожного моста и тракта, и именно это место теперь следует считать исторической колыбелью города Новосибирска.
В 1897 году вокзалу станции "Обь" по случаю оборудования его залом ожидания, почтой, буфетом был присвоен 3 класс. Сама станция постепенно обрастала инфраструктурой - были построены депо, водонапорные башни, бараки для рабочих железнодорожников (современная улица Шамшурина), для инженеров-путейцев отводился более престижный район по улице Владимировской. А от переселенческого пункта при станции Обь начиналась улица Переселенческая (современная улица имени 1905 года). В период с 1906 по 1909 годы к деревянному зданию был пристроен двухэтажный кирпичный флигель, а сама станция была переименована в "Ново-Николаевск". А в 1914 году здание вокзала было расширено ещё одной трёхэтажной кирпичной пристройкой после открытия Алтайской железной дороги и увеличения движения поездов. Уже в советское время, в 1926-1929 годах железнодорожная станция была переименована в «Новосибирск» в связи с изменением названия самого города и началось проектирование нового здания вокзала в связи со стремительным развитием города.
В рамках проектирования на конкурсной основе было рассмотрено около 50 вариантов проектов нового здания вокзала, из которых первоначально было отобраны 13. Потом в ходе бурного обсуждения проектов с участием городских властей и общественности, после многочисленных переработок и доработок, в 1931 году был утверждён окончательный вариант здания, которое сегодня украшает привокзальную площадь города Новосибирска и является его воротами.
По распространённому мнению, современному зданию вокзала была придана форма локомотива того времени - паровоза. Но есть и другая точка зрения о том, что по своей форме здание напоминает старинный колёсный пароход. Авторы этой версии в доказательство приводят тот факт, что здание вокзала расположено не по направлению самого Транссиба с запада на восток (сразу же за станцией железная дорога делает крутой поворот в этом направлении), а по направлению течения реки Обь с юга на север.
Но справедливо будет считать истинными обе точки зрения, поскольку Новосибирск возник на пересечении двух великих транспортных путей - водного по реке Обь и железнодорожного в виде Транссибирской магистрали, а сама станция была размещена в непосредственной близости от речной пристани. Поэтому сочетание в архитектурной форме здания вокзала сразу двух образов - паровоза и парохода, на самом деле глубоко символично. Так что, совсем не случайно вокзал "Новосибирск-Главный" является одним из главных символов города Новосибирска, ставшего важнейшим транспортным узлом России. Города, который по праву следует считать не только современной столицей Сибири, но и столицей Транссиба.
ЛЕГЕНДА О ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЛОЩАДИ В ГОРОДЕ НОВОСИБИРСКЕ
Театральная площадь в Новосибирске пока что существует неофициально. Располагается она на пересечении проспекта Димитрова и улицы Ленина. Её возникновение связано с работой в городе в годы Великой Отечественной войны эвакуированных Драматического театра имени А.С. Пушкина и филармонии из Ленинграда, а также Центрального театра кукол Сергея Образцова из Москвы. Эти творческие коллективы перенесли в Новосибирск театральный дух из обеих Российских столиц, в каждой из которых имеется своя Театральная площадь, и этот дух воплотился в столице Сибири в новую Театральную площадь. В 1999 году, когда в здании Крячковской школы, расположенной по Ленина, 22, разместился Новосибирский театр кукол, Театральная площадь города сформировалась полностью. Сейчас она образуется Домом культуры имени Октябрьской революции, Новосибирским театром кукол и театром "Красный факел".
Дом культуры имени Октябрьской революции
Клубу советских торговых служащих, принимавшему в своё время передовых колхозников Западной Сибири, носившему имя Сталина, суждено было войти в историю Домом культуры имени Октябрьской революции, потому что именно он стал авангардом культурной революции в Новосибирске.
Клуб советских торговых служащих был одним из первых клубов нашего города. В середине 1920-ых годов, в самый разгар культурной революции в молодой Советской стране широко развернулось клубное строительство (Клуб железнодорожников, Закаменский рабочий клуб, Клуб совторгслужащих). Своё первое название Клуб получил, потому что строился на средства торговых организаций и профсоюза работников торговли. Но его современное название Дома культуры имени Октябрьской революции с 1961 года стало отражением духа самого здания, который наполняет всё его пространство.
Во время Великой Отечественной войны с 1941 по 1944 годы в здании Клуба размещалась эвакуированная Ленинградская филармония с её Симфоническим оркестром под руководством Евгения Мравинского, вместе с которым работал художественный руководитель филармонии, выдающийся музыковед, блестящий лектор и эрудит Иван Соллертинский.
Он стал для Новосибирска подлинным просветителем не только в области музыки, но и в развитии культурной жизни города в целом. Обладая феноменальной памятью и владея более чем двадцатью языками Соллертинский, своими лекциями буквально увлекал массы слушателей, приобщая их к мировому культурному наследию в самых различных областях искусства. Более того, он явил собой образец духовной стойкости и силы, преодолевая все жизненные трудности, которые выпали на его долю в годы эвакуации. Показателен пример, когда после создания в Новосибирске отделения Союза композиторов, благодаря своей организаторской деятельности, Соллертинский получил дополнительную продуктовую карточку, но не воспользовался ею, а отдал остро нуждающейся сотруднице библиотеки филармонии.
Руководители Ленинградской филармонии были твёрдо убеждены, что публику нужно воспитывать, а не давать ей простую и лёгкую музыку, которую она воспримет без труда. Поэтому основой программ оркестра стали лучшие образцы европейской классики и сочинения современных советских композиторов. Именно здесь состоялось первое исполнение за Уралом знаменитой 7 "Ленинградской" симфонии Дмитрия Шостаковича с участием автора. Причём сам Шостакович позднее отмечал это исполнение, как наиболее талантливое.
Это был настоящий прорыв в музыкальной культуре города. Если сначала на концерты ходили лишь эвакуированные ленинградцы, то в скором времени залы стали заполнять и новосибирские слушатели. Уже отсюда высокая музыкальная культура получила своё дальнейшее развитие, и в Новосибирском театре оперы и балета, и в Новосибирской филармонии с её собственными симфоническим оркестром.
Но музыкальная революция в Клубе зародилась не только в области симфонической музыки. В 1944 году здесь был основан прославленный Сибирский народный хор. Причём его история начиналась буквально с самых "низов" здания Клуба - из воспоминаний одной из первых участниц хора Анны Ивановны Полукеевой: "Мама поехала менять вещи на картошку, а я пошла проверяться в хор. Корольков принимал сидя с баянистом в маленьком закутке под лестницей" (Николай Петрович Корольков был основателем коллектива, его первым дирижёром-хормейстером).
Символична легенда о первом выступлении Сибирского народного хора 9 мая на сцене Новосибирского оперного театра. В тот день планировалась генеральная репетиция оперы Михаила Глинки "Иван Сусанин", премьера которой состоялась 12 мая на торжественном открытии театра. На фоне смонтированных декораций премьерного спектакля, которые завесили тканью и плащ-палатками, и прошёл первый концерт нового ансамбля песни и пляски.
Театр "Красный факел"
Театр "Красный факел" в городе Новосибирске является символом свободы и новаторства. Не случайно факел когда-то украшал герб нашего города.
Здание театра было создано по проекту архитектора Андрея Дмитриевича Крячкова, ставшим для Новосибирска законодателем "архитектурной моды", основателем новой градостроительной идеологии конструктивизма.
А сам театр, был основан ещё в 1920 году в Одессе воспитанником МХАТа Владимиром Константиновичем Татищевым, вдохнувшим в него тот же дух исканий, свободного творчества и смелых драматических и художественно-сценических решений. Не случайно "Красный факел"» после триумфальных гастролей в Москве летом 1953 года неофициально был удостоен звания "Сибирский МХАТ".
Сама судьба "Красного факела" формировала его символический смысл, как одного из самых знаковых мест города Новосибирска, известного своим свободолюбивым и новаторским духом.
Здание строилось в 1912-1914 годах для Коммерческого собрания и служило до революции в городе резиденцией Делового клуба. Здесь проводились деловые и неофициальные встречи, банкеты, а также спектакли гастролирующих артистов.
В революционное время здание было переименовано в "Дом революции", в котором размещался городской Совет рабочих и солдатских депутатов, а также штаб Красной гвардии.
С 1919 года здание используется как клуб, уже с новым названием "Дворец рабочих". Кроме митингов и собраний в рабочем клубе периодически ставились спектакли из классического и советского репертуара. А с 1922 года здесь начинает работать уже на постоянной основе театр музыкальной драмы Сибгосопера. И, наконец в 1932 году здание было передано талантливому актерскому коллективу "Красный факел".
О свободном и демократическом духе этого творческого коллектива говорит клятва его участников: "Мы отрекаемся от всяческого сценического эгоизма, всех личных интересов во имя утверждения идеи театра. Никто не может отказаться ни от какой сценической и всякой работы в театре". И это не было пустым звуком. В обязанности молодых актеров входила не только игра на сцене, но и мытьё полов, расклейка плакатов, контроль, касса, техническое обслуживание сцены.
Характерен был и неформальный репертуар молодого театра. Например, премьерный спектакль 1932 года в Новосибирске "Гоп-ля, мы живём!" был поставлен по пьесе немецкого драматурга Эрнста Толлера. А День Победы "краснофакельцы" встретили искромётной премьерой "Хозяйки гостиницы".
В годы войны с 1941 по 1944 в здании "Красного факела" размещался Ленинградский Драматический театр им. Пушкина, знаменитая Александринка. Так в Новосибирске, как и в Ленинграде, возникла своя Театральная площадь (учитывая расположение "Красного факела" в глубине улицы Ленина), которую образовали Ленинградская филармония в Клубе Октябрьской революции и Ленинградский Драмтеатр.
Но самое примечательное, что вместе с Александринкой в наш город переселялись не только театральные музы из Петербурга. К нам попала и частичка сказки этого необыкновенного города на Неве. Из подвалов здания Драматического здания, построенного великим дворцовым архитектором Карло Росси, в ящиках с театральным реквизитом в Новосибирск прибыл таинственный эрмит Феоктист. Эрмиты - это дворцовые домовые Санкт-Петербурга, которые попали в Россию в месте с Петром Первым во время его путешествия по Европе. А когда театр имени Пушкина возвращался назад, эрмит Феоктист, увлечённый новыми сибирскими музами, решил остаться в Новосибирске. Ещё и потому, что улица Революции, на которой стоит театр "Красный факел", называлась прежде Дворцовой.
Свободолюбивый характер "Красного факела" продолжает развиваться и в наши дни. В 2001 году театр инициировал и впервые провёл на своей сцене Межрегиональный фестиваль "Сибирский транзит", признанный в 2005 году лучшим продюсерским проектом в сфере культуры и искусства на Международном фестивале "Дягилевские сезоны: Пермь - Петербург - Париж". "Сибирский транзит" возродил гастрольное движение театров всей Сибири и стал главным шагом к созданию единого культурного пространства региона. Сам "Красный факел" становился лауреатом фестиваля в 2001, 2005 и 2007 годах. И в наши дни театр продолжает свою театральную деятельность, сохраняя верность принципам свободы творчества и новаторства.
Театр кукол
Размещение Новосибирского Театра кукол в здании по улице Ленина, 22 в 1999 году оказалось не случайным. Во-первых, это место было ему предопределено судьбой, когда он стал филиалом Центрального театра кукол Сергея Образцова, размещавшимся в годы войны с 1942 по 1945 в Клубе Октябрьской революции. Во-вторых, преобразовав здание Крячковской школы в театр, он завершил ансамбль неофициальной пока Театральной площади в Новосибирске вместе с театром "Красный факел" и Клубом Октябрьской революции.
Вместе с этим Театр кукол преобразился и сам. Несмотря на то, что главными действующими лицами театра являются куклы, он вырос художественно, впервые включив в свой репертуар, наряду с малышковыми спектаклями, постановки для взрослого зрителя: "Безумный день или женитьба Фигаро" и "Похороните меня за плинтусом".
В результате создания единого театрального комплекса, изменился и внешний облик старого школьного здания. Необычный вид ему придаёт современный причудливый вход. По мнению некоторых, это делает здание похожим на костёл. По крайней мере, известен такой случай, который пересказала жительница города Новосибирска:
"Был со мной смешной случай, пошла на очередную прогулку с фотоаппаратом. Впереди идёт мужчина. Остановился, перекрестился на театр кукол, а я засмеялась. Так я познакомилась с гостем Новосибирска, итальянцем. Весь день вместе прогуляли, нафотались, наобщались. Я ему потом рассказала, почему я засмеялась. Он тоже долго хохотал и спросил: Ты решила, что я дурак?".
Вполне возможно, что именно это сходство с европейским костёлом повлияло на то, что сказочный покровитель Театральной площади города Новосибирска питерский эрмит Феоктист переселился из здания "Красного факела" в Театр кукол. Но, скорее всего, он перебрался сюда из-за той сказочной атмосферы, которая царит в кукольном театре. Как домовой, хоть и с европейскими корнями (а Феоктист по происхождению грек, и его имя в переводе с греческого означает «созданный богом», отчего он так дружит с божественными музами), он и в Театре кукол остаётся невидимым. Но больше всего предпочитает обитать не в подвале театра, и не за кулисами, а в удивительном музее кукол, устраивая с ними по ночам настоящие кукольный балы и карнавалы.
Владимир Редкозубов ©