Храпова Виктория

Храпова Виктория, выпускница Института истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета, принимала участие в Днях Сибири-2015 и стала дипломантом конкурса эссе в рамках фестиваля науки на тему "Вклад сибирских ученых в дело Великой победы".

"Все для фронта! Все для победы!" - лозунг известный каждому с самых малых лет. А что мог сделать обычный кабинетный человек, сибирский ученый, "книжный червь"? Многие ученые сами ходили в военкоматы, просились добровольцами на фронт. Если только представить, сколько их полегло на полях сражений, сколько они могли изобрести! Но большое количество научных работников осталось в тылу, и благодаря их бесценному труду, упорству и знаниям фронтовики смогли одержать победу над фашистской Германией. По всей стране народ работал, чтобы быстрей закончить эту жестокую войну. Так было и в Новосибирске - сердце сибирской науки. Но он находился далеко от линии фронта. Глубокий тыл. Но здесь, в тылу, ковали победу! Каждое утро по заводскому гудку вставали  к станкам женщины и дети вместо ушедших на войну мужей, отцов и братьев. А в конструкторских бюро шла другая борьба. Борьба научных идей, столкновений позиций, которые дали стране столько важных изобретений.
Уже в предвоенные годы Западная Сибирь была регионом, обладавшим необходимыми ресурсами для почти всего спектра оборонной продукции. И именно Новосибирская область являлась самым индустриальным центром за Уралом, а сам Новосибирск в годы Великой Отечественной войны стал основным сосредоточением наиболее важных предприятий оборонной промышленности для обеспечения вооружением и боеприпасами Красной Армии. В Новосибирск и в область было эвакуировано 34 предприятия оборонной промышленности со всей страны.
Авиационный завод имени В. П. Чкалова, один из самых крупнейших заводов страны, еще до войны обладал незначительным числом профессионально подготовленными рабочими, инженерами и техниками. Так же существовала система подготовки кадров  и создавалась социально-бытовая инфраструктура. Все это очень повлияло на массовый набор кадров в связи со значительным увеличением производственных зданий и приемом рабочих, инженеров и техников эвакуированных заводов.
Великая Отечественная война началась внезапно 22 июня 1941 года. Но уже 1 июля с конвейера Чкаловского завода сошло 347 учебно-тренеровочных самолета УТИ-4. А до 22 декабря в авиаполки ВВС отправлено 180 истребителей ЛаГГ-3, причем еще 111 самолетов готовилось к испытанию и 63 находились на сборке. Уже по этим данным можно понять, что сибирские конструкторы и изобретатели не жалели сил и времени для скорейшей победы, и хотя первое время не удавалось полностью выполнить план из-за нехватки кадров и деталей для самолетов, они делали все, что могли.
Новосибирский авиационный завод им. В.П. Чкалова принял оборудование 6 других эвакуированных заводов, среди которых был завод № 115 и ОКБ Яковлева. Вместе с ними был привезен ЯК-7. Поэтому Чкаловскому заводу пришлось одновременно производить два истребителя ЛаГГ-3 и ЯК-7, что создавало определенные трудности.  Долгое время на заводе не могли выполнить план. Но многие рабочие старались. Так, 1 апреля 1942 года фрезеровщик В.М. Уткин внес изменения в свою работу и выполнил норму на 1004%. На следующий день Афанасьев и Черницын выполнили свои задания на 1300%. К ним начали присоединяться другие. Так на заводе стали появляться стахановцы - многотысячники. 
Многие летчики отмечали, что ЯК-7 удобнее и маневреннее в использовании, чем ЛаГГ-3. Тогда С.А. Лавочкин усовершенствует свой самолет и называл Ла-5. Истребитель получился удачным, и его выпускают до конца войны в больших количествах.  Но и ЯК-7А тоже терпит изменения. Теперь установили два более мощных пулемета, улучшили аэродинамику самолета, внешнюю отделку и во многом другом улучшили качество самолета, названного ЯК-7Б. Но в процессе производства он постоянно модернизировался, в результате чего появляется ЯК-9. На этом работа над его улучшением не остановилась. Конструкторы уменьшали трудоемкость машин, усовершенствовали аварийно-сбрасывающегося фонаря для сохранения жизни летчиков и т.д.
И их труд был оценен правительством. Указом Президиума Верхнего Совета СССР от 7 февраля 1944 года большая группа командиров производства, стахановцев, инженеров, техников была награждена орденами и медалями СССР. Были награждены директор завода В. Н. Лисицын, главный инженер А. Н. Тер-Маркарян (кстати, он был автором плана мероприятий по увеличению выпуска машин), главный технолог А. В. Мещереков и многие другие.
За годы войны только на одном заводе № 153 им. В. П. Чкалова было выпущено примерно столько самолетов, сколько нам поставили по ленд-лизу США. Все были удивлены тому, что за небольшой отрывок времени в СССР настолько наладили авиастроительство, что самолеты стали одними из лучших в мире. Все это не без участия наших сибирских конструкторов, инженеров и технологов. Невозможно описать их вклад в историю и в Великую Победу. Нам остается лишь гордиться, что мы живем в городе, в котором творили и изобретали одни выдающиеся  авиастроители и ученые СССР.