Кожурлинская средняя общеобразовательная школа
Исследователь: Дьяченко Елена Сергеевна
Исследовательская работа "Семейная династия Акулинич"
Сибирь… Едешь и думаешь: нет тебе конца и края. Раскинулась ты, матушка Сибирь, от Тихого океана до Уральских гор. Что же может воедино связать такую огромную территорию? Объединить центральные густонаселённые области с такою вольницей? Конечно же, это железная дорога, Великий Сибирский путь. Я сижу в комфортабельном вагоне поезда, смотрю в окно, а у меня перед глазами встаёт образ моего прапрадеда, серьёзного человека с мужественными чертами лица (именно таким я его запомнила с фотографии, хранившейся в альбоме у моей бабушки - ФОТО 1). Вот он садится в вагон поезда со своей семьей и едет покорять Сибирь. Не боится он историй о сибирских морозах, диких зверях, непроходимых чащах, а мечтает о лучшей жизни, собственном наделе земли.
ФОТО 1,2,3
И вот я, его праправнучка, уже коренная сибирячка в третьем поколении, живу в Новосибирской области Убинском районе на станции Кожурла. Изучая историю своего рода, я поняла, что жизнь моей семьи тесно связана со строительством железной дороги, начатой в 1891 году по приказу Николая II.Историю строительства Сибирского пути я узнала из книги "Стальная магистраль". Действительно, наша станция Кожурла начала свой отсчёт с 1893 года, в этом году прокладывали путь от Омска до Кривощёкова, на 1,089 версте в 1893 году был заложен первый кирпич в здание вокзала и водонапорной башни (ФОТО 2). Первыми жителями стали путейцы, затем стали задерживаться переселенцы из центральных районов страны. Мой прапрадед, Акулинич Терентий Дмитриевич со своей семьёй, женой и двумя детьми, сразу после революции отправляется из Тамбовской области по железной дороге до Ново-Николаевска. Приехав в Сибирь, попадает в Михайловский район Ново-Николаевской губернии. Но в это время идёт гражданская война. Время для семьи очень тяжёлое. Умирает жена, Терентий вновь женится - надо поднимать детей. В памяти моей бабушки хранятся истории о трудном детстве её отца, моего прадеда Акулинич Павла Терентьевича (1907-1991)(ФОТО 1). Жили очень бедно, переезд в Сибирь не улучшил благосостояние семьи. Ребёнком вынужден был работать подпаском, а его сестре "идти в няньки". Повзрослев, в 17 лет прадед подался работать на железную дорогу. Из Михайловского района переезжает в наш район. Его определяют на работу на Блокпост (это раздельный железнодорожный пункт на перегоне), находившийся в восьми километрах от Кожурлы. В 25 лет в 1932 году прадед женился на Серафиме. И у них родилось четырнадцать детей. Самый старший из них мой дедушка Михаил. Дети росли, и им пора было учиться. Школы поблизости не было - им пришлось переехать в 1940 году. Их выбор пал на более большую станцию - Кожурла, т.к. здесь была школа. Глава семьи продолжил работать на железной дороге, а жена воспитывала детей. Жили они сначала в жилье для железнодорожников, через пару лет начали строить дом, в котором и прожили до старости (ФОТО 3). Но вот наступили страшные военные годы. Прадед мой не участвовал в войне, у него была бронь для железнодорожников. Но в тылу работы было не меньше, он работал бригадиром на железной дороге. Мама рассказала мне историю, которая произошла с моим прадедом. А было это так: "Бригада прадедушки как обычно, рано утром, вышла на работу, на плановую замену рельсов. Мой прадедушка был единственным мужчиной в бригаде, так как остальные отправились на фронт. Обернувшись, он видит: вдалеке приближается состав. Он тут же, собрав все женские силы, вручную отправляется ставить рельсы на место. Он знал, что если они не успеют, то произойдет авария, и станция будет парализована на несколько суток". Так он предотвратил аварию на железной дороге. Много ему приходилось трудиться, а работа очень тяжелая, любую погоду ты должен выдержать. За свой труд был не раз награжден медалями. Трудовой стаж более 40 лет (ФОТО 4). Именно прадедушка и открыл династию железнодорожников в моей семье.
ФОТО 4,5,6
Мой дедушка Михаил (1933-2014) после окончания школы, отслужив в Германии в танковых войсках, решил продолжить династию, устроился на тяговую подстанцию и проработал на ней сорок лет (ФОТО 5-6). Он часто рассказывал, какой большой и дружный коллектив у них был. Да и я видела, как он тоскует по тому времени, помню, как мы с ним шли мимо его работы, останавливались, долго стояли и смотрели, как едут поезда, и слушали, как гудят провода. Я видела блеск в его глазах и то, с какой любовью он смотрел на поезда. Я очень любила, когда он мне рассказывал про дело своей жизни. "Был случай, после которого я чудом остался жив, - рассказывал дедушка. - Мы разгружали емкости с серной кислотой, и одна из них упала и разбилась о рельсы. Я и напарник получили ожоги средний тяжести". За 40 лет работы был награжден медалями "За доблестный труд", "Победитель соцсоревнований", "За долголетний добросовестный труд" (ФОТО 7).
ФОТО 7,8,9
Мой дедушка и бабушка в Кожурле прожили пятьдесят шесть лет: построили дом, вырастили двух сыновей, Александра и Владимира, и дочь Елену (ФОТО 8). Они были очень трудолюбивые. Дедушка держал лошадей (он их очень любил), бабушка ткала половики, вышивала картины, вязала салфетки, шали, носки, кружево, а ещё он сам мастерил мебель. Но и, конечно же, держали хозяйство. Моя бабушка проработала в железнодорожном медпункте санитаркой 25 лет. Помогли воспитать пять внуков и шесть правнуков (ФОТО 9). Продолжателями династии железнодорожников стали его сыновья. Александр, который работал механиком РЦС 2 (рациональный центр связи) на протяжении 42 лет (ФОТО 10). И Владимир, который проработал 35 лет механиком на ЭЧ-5 Барабинской дистанции электроснабжения, сейчас уже на пенсии (ФОТО 11). Внук Владислав Владимирович работает там же электромонтером.
ФОТО 10,11,12,13
Дело моих предков продолжает мой папа Сергей Петрович Дьяченко (ФОТО 12). Ведь наше село стоит на железной дороге, все мужчины по традиции идут работать на железную дорогу. Папа, окончив Омский железнодорожный техникум, устроился на тяговую подстанцию электромехаником, где работает более двадцати лет. Все трудятся добросовестно, ответственно и этим подают пример своим детям и внукам. Я могу гордиться, что в моей семье династия железнодорожников. И выбрали они не только профессию, но и дело всей своей жизни. Железнодорожник – это их призвание. В общей сложности мои близкие родственники более двухсот лет трудятся на железной дороге. Вдохновившись примером прадеда, дедушки и отца я задумалась о том, а не связать ли мне свою жизнь с железной дорой? И тем самым продолжить династию железнодорожников (ФОТО 13). Я понимаю, что невозможно представить жизнь современного общества без сети железнодорожных путей, покрывших весь мир. С их помощью связаны разные государства, по ним доставляются грузы или пассажиры в любые уголки мира. Этот способ передвижения, в отличие от авиатранспорта, относительно безопасен, и поэтому он часто выбирается пассажирами для поездок. И вот моя семья, у всех свои дела и заботы, многие просто очень далеко живут. Но я люблю такие моменты, когда вся наша семья собирается за большим столом. Это тот самый момент, когда я понимаю, что мы одна огромная семья. И не просто семья, а трудовая династия, где все мужчины выбрали одну и ту же профессию, и полностью отдали и отдают ей свою душу. Трудовая семейная династия - это моя гордость.
Вопросы исследователя для викторины:
1. О родственниках по чьей линии я рассказывала?
2. В какой области родился мой прадедушка Акулинич Павел Терентьевич?
3. В каких годах 20-го века моя родня попала в Сибирь?
4. Во сколько лет мой прадедушка начал работать на РЖД?
5. Как звали старшего сына Павла?
6. Семье Акулинич пришлось переехать в 1940 году на более большую станцию, и их выбор пал на село Кожурла. По какой причине им пришлось переехать?
7. Сколько на РЖД проработал мой дедушка?
8. Стал ли мой отец продолжателем династии?
9. Благодаря кому я живу в Убинском районе?
10. Какую роль сыграло строительство железной дороги в истории моей семьи?
Победитель викторины получит приглашение на празднование юбилея Новосибирской области.
Ответы на вопросы присылать на адрес: elena_d_01@mail.ru