СИБИРЬ - АТЛАНТИДА
Из раннего детства в нашу жизнь приходят легенды и мифы. Их много, но некоторые из них, как наиболее впечатляющие, остаются в нашей памяти навсегда. Так, мы без большого труда можем пересказать содержание мифов о Геракле и Прометее, об Икаре и аргонавтах. Целый пантеон мифологических героев вызывает в нашем воображении более или менее яркие образы, создавая впечатление реальности описываемых в мифах фантастических событий.
Особенно примечательно в этом плане предание об Атлантиде, которое доносит до нас весть о гибели целого континента-цивилизации в результате глобальной природной катастрофы. Практически нет никаких материальных следов, прямо указывающих на реальное существование этого чудесного острова. Нет даже приблизительного представления о том, в каком месте Земли стоит искать остатки древнейшей цивилизации. Казалось бы всё это настоящая фантастика. И всё же, когда речь заходит об Атлантиде нас не покидает предчувствие какого-то неявного знания, ощущение реальности нереального.
Поэтический образ Атлантиды Вячеслава Иванова предельно краток, но также предельно точен:
"Лежит под Океаном
Нетленная страна.
А древле, за туманом,
Над тёмным Океаном
Незримая, она …"
Да, Атлантида, была ли она или не была, так или иначе, осталась в незримо далёком прошлом. Но совсем другое дело, когда судьба земли, существующей географически, но совершенно легендарной по своей истории, складывается в настоящем. И эта земля - Сибирь. Сибирский край всегда являлся не просто краем, а гранью соприкосновения реальности и фантастики.
Так, географы и писатели древности считали Уральские горы, которые они называли Рипейскими горами, границей доступного и известного им мира. За ними, как они предполагали лежала Terra incognito - Неизвестная земля. "Затем идут Рипейские горы и области, из-за постоянных снегопадов и сходства с перьями получившие название пероносные. Эта часть света, отверженная природой и окутанная тьмой, служит лишь образованию льда и холодным обиталищем северо-восточного ветра" (это из "Естественной истории" Плиния Старшего).
В Средние века реальности в описании сибирской земли не прибавилось. "Подвинувшись оттуда далее, они пришли к самогетам; а эти люди, как говорят, живут только охотами; палатки и платье их также сделаны только из шкур зверей. Подвинувшись оттуда далее, они пришли к некоей земле над океаном, где нашли некиих чудовищ, которые, как нам говорили за верное, имели во всём человеческий облик, но концы ног у них были, как у быков, и голова у них была человеческая, а лицо, как у собаки; два слова они говорили на человеческий лад, а при третьем лаяли, как собаки, и таким образом в промежутке разговора они вставляли лай, но всё же возвращались к своей мысли, и можно было понять, что они говорили" (из "Истории Монголов" Плано Карпини).
Представление о Сибири, как о некоем острове совершенно чудесного происхождения бытовало и у коренных сибирских народов. "На болотной кочке старуха со стариком жили. У старика белый ворон был. Земли всего лишь островок маленький; только юрточку поставить, а кругом вода. На месте земля не стояла: северный ветер подует - к южному морю её погонит, с юга ветер поднимется - землю на север несёт. Старик из юрты своей не выходит, какая такая земля есть, не знает. Белого ворона однажды посылает: "Землю кругом облети, хочу знать, намного ли она выросла". Ворон полетел и вскоре вернулся. За это время, что летал он, котёл рыбы сварить можно было. Такой земля стала. Жили, жили, опять посылает старик ворона посмотреть, как земля выросла. Ворон всю землю облетел, через три дня лишь вернулся. Такой земля стала! Ещё сколько-то времени прошло. Старик ворону говорит: "Землю кругом облети, хочу знать, намного ли ещё выросла". Улетел ворон. Зиму прожили; и вторая зима прошла, ворон всё не возвращается. Старик и ждать перестал: "Погиб где-нибудь ворон". На третий год видит старик, летит какая-то чёрная птица. Это белый ворон почерневшим прилетел" (из мансийского предания).
Легендарность сибирской земли порождалась устойчивостью здесь общинно-родовых интуиций, жизненностью самых архаичных персонажей всемирной мифологии. Сибирский шаманизм во многом основан на древнейшем культе Мирового дерева, символизирующего гармонию Космоса. А сибирский культ Золотой Бабы - символа Сибири в средние века, берёт своё начало в эпоху матриархата от культа всемирной Великой богини.
Для русского человека, так стремительно заселившего Сибирский край (стремительно относительно его масштабов и природных условий), Сибирь и Россия вообще имели одну прародину. По мнению Н.К. Рериха начало начал находится на Алтае, который "… является не только жемчужиной Сибири, но и жемчужиной всей Азии". "Куёт кузнец судьбу человеческую на Сиверных горах. Гроб Святогора на Сиверных горах. Сиверные горы – Сумыр, Субур, Сумбыр, Сибирь - Сумеру. Всё тот же центр от четырёх океанов. В Алтае, на правом берегу Катуни, есть гора, значение её приравнивается мировой горе Сумеру…" (из дневника Н.К. Рериха). Святогор - патриарх всего пантеона былинных богатырей древней Руси. Не случайно покоритель Сибири - Ермак также был включён в окружение другого героя былин - Ильи Муромца:
"… А Владимир-князь Илью ждёт-пождёт,
Илью ждёт-пождёт и не дождётся.
Посылает ко Илье он племянника,
Молодова Ермака Тимофеевича"
(из русской былины).
Даже сибирский мамонт в повествовании русских принимает образ древнейшего мифического зверя, живущего по их представлению под землёй, - Единорога или Индрик-зверя из Голубиной книги - этой русской Книги Книг. "Оной зверь живёт всегда под землёю, с места на место приходит, очищая и предуготовляя путь себе имущими рогами, якобы некоторыми снастьми, но не может никогда на свет выттить; когда же так блиско к поверхности земли приближится, что воздух ощутит, то умрёт" (из "Сказания о звере мамонте" В.Н. Татищева).
Поэтому для русского народа колонизация Сибири стала скорее не присоединением, а продлением, не столько территориального, сколько культурного пространства, продолжением общего для русской и сибирской земли мифа. Мифа о Матери Сырой Земле, главными образами которого являются русский былинный богатырь, питающий силу от родной земли; Сибирская Богиня (Золотая Баба) - олицетворение материнского начала; подземный чудо-зверь Индрик-Мамонт, как воплощение могущества земли.
Так что же такое миф?
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой это понятие трактуется следующим образом: "Миф. Древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы; (перен.) недостоверный рассказ, выдумка". Всё очень просто, или как сейчас говорится, легко. Но есть и другая точка зрения. Точка зрения людей, занимающихся не толкованием слов, а исследованием проблемы.
"Миф - это верная картина древнейших времён" (Иоганн Бахофен).
"Мифология не басня, а истина, действительность, и никогда её не убьёт метафизика" (Николай Фёдорович Фёдоров).
"Легенда - это живое предание, почти всегда более правдивое, нежели то, что мы называем историей" (Огюстен Тьерри).
"Мифы - эта внутренняя жизнь чувственно материального космоса в его общинно-родственном понимании" (Алексей Фёдорович Лосев).
Итак, главное, мифология - это правда, истина, реальность. Другое дело, что одни не могут понять, а другие не хотят принять объективности этого явления. Это только в обыденном понимании легенда предстаёт сказкой, сказанием. В действительности же, миф по своей сути - это проявление вечно живой родственной связи: человек - природа - космос. Эта связь была зафиксирована в человеческом сознании, точнее подсознании, в глубокой древности на уровне энергетических сущностей - архетипов, которые в дальнейшем, и в первую очередь в мифологии, имели ретроспективное продолжение в самых разнообразных культурологических интерпретациях. Постоянное возрождение античной культуры, полностью основанной на мифологии, и есть следствие неискоренимости общинно-родовых интуиций. Неугасаемый интерес к мифологическим тайнам Древней Греции, вера в существование Гипербореи и Атлантиды, неустанный поиск этих легендарных стран, всё это не что иное, как ощущение и признание человеком родства во всей человеческой и природной жизни.
Но вместе с тем, миф - это, скорее всего, мечта. Человек не в силах проникнуть во все тайны мироздания, в полной мере осознать всеобъемлимость единства человека, природы и космоса. Но, предчувствуя это вселенское родство, он стремится выразить его в идеальных образах, реализовать в своих помыслах. Так рождается миф. И чем больше людей верит в него, тем правдивее его содержание и значительнее его участие в информационном кругообороте Вселенной; тем мощнее его энергетическая подпитка и ощутимее воздействие на окружающий мир. Но, в конечном счёте, миф, как правило, имеет трагический финал, вследствие непостижимости всей глубины его смысла и невероятности, связанных с ним устремлений. Впрочем, трагичность мифологии воспринимается исключительно благодаря человеческой системе ценностей, точно также как и хроника мифологических событий недоступна земной системе координат.
Древние греки, эти пионеры человеческой цивилизации, могли увидеть в зеркале культуры не только своё дикое «прошлое», но и такое же ещё дикое своё «настоящее». И словно страшась и стыдясь собственной дикости, они постарались придать своей цивилизации человеческий облик, заменив тиранию на демократию, массовое рабство на более менее справедливый военный плен, языческих монстров на богов, красивых и гармоничных как человек. Именно тогда древние греки и придумали Гиперборею и Атлантиду, и верили в них, как в земли желанного Золотого Века - эры всеобщего счастья и добродетели, верили в идеально красивых и талантливых людей, населяющих эти земли. Этим странам не суждено было быть в истории, но суждено было погибнуть в предании вместе с несбыточной мечтой о земном рае, погибнуть, чтобы остаться самым великим мифом древности и возродиться в новой легенде, ибо вера в чудеса - это неисправимая человеческая слабость.
Сибирь - плоть от плоти есть Атлантида, поскольку и та и другая земля посредством всемирной мифологии являются порождением и частью одного континента - энерго-информационного поля Вселенной. Сибирь, как ни парадоксально это звучит, воспринималась реальностью до того времени, пока этот заповедный край не подвергся разрушению вторжением индустриально-технологической цивилизации. Транссибирская магистраль - это начало конца сибирской легенды. В 1908 году, как раз после полного завершения строительства великого железнодорожного пути в Сибири произошло событие, которое, по сути, ознаменовало гибель новой Атлантиды. Это когда-нибудь в преданиях будущих веков и тысячелетий о Тунгусской катастрофе будут говорить как о возможной причине погребения на дно океана целого Сибирского континента. А современный процесс постепенного развала Сибири политическими средствами останется незаметным в памяти человечества и недостойным мифологической истории по своему губительному значению. Сначала от Сибирского края отняли Урал, Дальний Восток, сегодня от неё пытаются отторгнуть Забайкалье, а завтра она навсегда исчезнет с карты Земли. И останется только легенда.
Из седого от времени и бесконечных снегов тумана на мир медленно надвигалась громада далёкой и неизведанной земли. Из века в век всё явственнее и явственнее проступали очертания могучего и сурового края, утвердившегося под таким же неведомым именем Сибирь. Повергнув в изумление весь мир размахом свершений сибиряков и несоразмерной с этими свершениями кротостью и простотой их души, поразив воображение людей возрождением к жизни древнейших легенд, Сибирь всё так же медленно стала растворяться в тумане грядущего тысячелетия. Мир так и не успел познать Сибирь, как она в каком-то, буквально, единовременном акте преобразовалась из территориального пространства Земли в энерго-информационную субстанцию Космоса, закодированную для человечества в преданиях о сибирской земле - в этом грандиозном мифе III тысячелетия.
Продолжение следует: