КРАЙ ЗЕМЛИ, КРАЙ ЖИЗНИ, КРАЙ СУДЬБЫ
В XVI веке на карте Земли появилось слово "Сибирь". Ещё одна территория Х земного шара (вслед за Вест-Индией) получила своё п р е д определение, будучи втянутой в процесс интеграции человеческого сообщества на рубеже Новой истории. Америке, интенсивно осваиваемой изначально испанскими мореплавателями и названной именем одного из них, суждено было стать колониальным континентом Испании и Португалии, а большей частью и до сих пор называться Латинской Америкой. Термин "Сибирь" возвёл значение Х этого региона в степень ещё большей неизвестности. Окутанная тайнами сибирская земля и в настоящее время остаётся загадкой для всего мира, не открывая весь подлинный смысл своего предназначения.
То, что мы называем Сибирью, не является ни географическим объектом Земли, ни субъектом Российской Федерации. Мы не знаем того, что называем Сибирью, ибо это есть неявное, недоступное нашему пониманию посредством традиционных способов познания. Сибирь - это мир в себе. Он имеет свои измерения и живёт по своим внутренним законам, подспудно и опосредованно влияя на законы природы и общества. Он практически недосягаем для нас, вследствие ограниченности возможностей нашего разума и органов восприятия, но мы соприкасаемся с ним в той или иной степени через всё многообразие его внешних форм.
Так мы можем свободно наблюдать за направлением луча света, с очевидностью различая пределы освещаемого им пространства. Но сделать спектральный анализ светового пучка невооружённым глазом без применения кристалла уже невозможно. И уже совсем недоступно для обычного человека восприятие квантовой структуры света. Сущность может быть далека от формы. И чем дальше она сокрыта, тем всё менее определённые очертания приобретает сама форма. Но обычный человек над этим не станет задумываться. Зачем всё усложнять? Обычный человек просто любит свет, ясность и чёткую определённость. Определённость во всём. Неопределённость пугает. Недаром же говорят, - неизвестность хуже всего. Поэтому лучше её устранить.
Это сейчас и происходит с Сибирью. Она пугает своими необъятными размерами, своей необъяснимо размеренной жизнью, своим непонятным отношением ко всему происходящему. Областнические идеи сибиряков всё ещё видятся грозным сепаратизмом. Вот вследствие этой неопределённости положения, статуса, перспектив Сибирского края, некоторые и сходятся на том, что Сибири, как таковой вообще не существует. И в доказательство этого предъявляют путаницу с её территориальными границами, этническую неразбериху и культурную отсталость края.
С Сибирью всегда было напутано.
Само слово "Сибирь" является загадкой из загадок. Возможно, оно связано с названием племени, из которого впоследствии вышли древние угры - предки современных народов ханты и манси. А может быть, оно берёт начало от названия лесного народа времён монгольских завоеваний. Или же происходит от наименования небольшой речушки и татарского городка на её берегах. Неизвестно не только происхождение слова "Сибирь", но неопределённа и история его утверждения в качестве наименования огромного края, ведь были и другие названия: Баид, Мангазея или Молгонзея, Конда, Обдорь, Югора или Югорская земля. Наконец, непонятно каким образом одним этим словом стало называться огромное пространство от Урала до Тихого океана. Пространство, объединяющее в себе едва ли не все природные зоны Земли со всем их многообразием.
Невероятными были самые первые сведения о Сибири, оставленные нам миссионерами и путешественниками, учёными и дипломатами, ещё до её присоединения к России. От сказочных рассказов о Сибирском крае как о тёмной стране, где "всегда темно, нет ни солнца, ни луны, ни звёзд", населённой немыми людьми, умирающими на время, а потом оживающими, до небылиц о "земле над океаном", где люди летние месяцы живут в воде, потому что на берегу, кожа их "трескается". Во всё это верили и не верили, но людская молва разрасталась, и безжалостно разносила слухи о Сибири, уже как о "одичалой" земле, населённой людьми "чудовищного вида", сплошь поросшими шерстью, с собачьими головами, с бычьими ногами. В общем, всё как в ужасной сказке.
Сибирью пугали давно и всегда. Пугали отдалённостью и дремучестью, морозами и сугробами, медведями-шатунами на улицах. Особый страх внушала Сибирь в качестве земного чистилища, превращённая в каторжный и ссыльный край. Само слово "край" по отношению к Сибири наполнялось зловещим смыслом - край земли, край жизни, край судьбы. И всё-таки сюда шли. В этот таинственный и неведомый, манящий к себе край. С какой-то особой магнетической силой он притягивал к себе людей. Тех, кто родился и вырос в Сибири. Тех, кто хоть однажды связал свою судьбу с этой землёй. И даже тех, кто был знаком с ней понаслышке. Бесконечный поток от отдельных переселенцев до переселения целых народов не прекращался никогда. Сибирь всегда напоминала гигантский котёл, в котором варились люди и судьбы, народы и культуры.
Но на территории Сибири так и не сложилось ни одного самостоятельного государства. Правда учёными (Л.Н. Гумилёв и др.) упоминается Синяя орда, как отдельное государственное образование на сибирской части бывшей Золотой орды как раз накануне присоединения Сибири к России. Да и сам поход Ермака был направлен конкретно против Кучумова царства. Зато неизвестно происхождение самого атамана. Дело доходит даже до того, что его имя, а может быть прозвище, Ермак соотносится с именем олимпийского бога Гермес (В.Н. Демин). Не случайно в Ремезовской летописи гибель Ермака, пересказанная из татарских преданий, буквально представлена мифом. Вообще, от Сибирских летописей осталась большая путаница с организаторами казачьего похода. Кунгурская, Строгановская и Есиповская летописи совершенно по-разному трактуют роль казаков, купцов Строгановых и Московского царства в организации похода в Сибирь. Историческая наука о Сибири во все периоды не имела точного научного толкования, поскольку формировалась она, как правило, учёными со стороны с добавлением народного творчества.
История Сибири не знает ни одной до конца сформировавшейся цивилизации. Целая череда сменяющих друг друга типов культур (самусьско-сейминское время – поздний неолит и переход к железному веку, кулайская, саргатская и татарская культуры, скифо-сибирский круг культур) на территории края в древности так и не получила логического завершения ни в одном социально-историческом образовании. Вместе с тем многими учёными признавалась и признаётся существование североазиатской или же сибирской цивилизации (академики А.П. Окладников, А.П. Деревянко и др., историческая школа Омского государственного университета). Актуальна на сегодня проблема историко-этнографических общностей Сибири в целом и сложившейся её культурной общности.
Да с Сибирью всегда было напутано.
Не удивительно, что на сегодняшний день мы так окончательно и не разобрались, что же собой представляет Сибирь по отношению к России. Колонию, окраину или культурную провинцию? Отсутствие чётко выраженной формы не должно нас ставить в тупик. Как это не парадоксально звучит, это должно не пугать, а радовать, по крайней мере, пока. Радовать потому, что всё большая кристаллизация социума приводит к его окостенелости и к гибели. Все без исключения государственные образования, в которых формализация была доведена до крайности (например, империи), рухнули.
Сибирь никогда невозможно будет втиснуть ни в какой федеральный округ. К ней бесполезно подходить со стандартными и понятными для нас мерками. И бессмысленно примерять какие-то территориальные рамки. Для Сибири всё это не то. Речь может идти только о космических масштабах и о космическом предназначении сибирского края. Сибирь всё ещё хранит живую душу Земли, неразрывную связь человека с природой, оставаясь едва ли не последним окном в другие миры, которые имеют место быть помимо привычного нам бытия. Шаманизм и старообрядчество, которые здесь всё ещё есть, действительное тому подтверждение.
Сибирь - словно горячий ещё осколок Вселенной со времён образования планеты Земля. Она ещё принимает прямое участие в жизни Космоса, - притяжение сибирской земли вызвало Тунгусскую катастрофу. Тогда 30 июня 1908 года в воздушное пространство Сибири вторгся неизвестный космический объект, и над сибирской тайгой прогремел взрыв, по мощности равный взрыву тысячи атомных бомб. На площади более 2000 гектаров был повален вековой лес. Деревья легли так, словно на земле был запечатлён гигантский символ вечности - "знак коловорота". Это событие вошло в историю как падение Тунгусского метеорита и стало мифом ХХ века. К месту Тунгусской катастрофы было организовано несколько десятков экспедиций. Было выдвинуто более ста гипотез, версий и догадок, как научных, так и самых фантастических и нелепых, но так и не давших ответа на вопрос: что это было? Сибирская земля, необъятная и заповедная, земля легенд сокрыла в себе ещё одну тайну.
Сибирь ещё дышит Космосом, наделяя всё и вся космической энергией. Те, кто связывал свою жизнь и судьбу с Сибирским краем, способны были на значительные свершения. Для большинства людей путь в Сибирь начинался с Урала, который называли на первый взгляд очень просто - Камень. Но за этим простым названием обозначались не горы, а целая стихия. Продвижение за Урал - Камень воспринималось людьми как преодоление этой стихии и, было поистине космическим как по темпам, так и по охвату территории. Освоение необжитой сибирской земли, обустройство в условиях суровой сибирской природы - это и есть подлинная сибирская культура, которая на фоне культур современных цивилизаций, приобретает такое же значение, как "укрощение" огня и зарождение земледелия в древности. И главной составляющей этой культуры всегда был и остаётся особый дух сибиряков-первопроходцев, известный во всём мире, как сибирский дух стойкости и несгибаемой силы воли.
Сибирь. В этом слове соединены неразрывно и величие земли, и могущество человеческого духа.
Продолжение следует: