Великий Сибирский путь, как православная миссия

Миссией грандиозного технического и инфраструктурного проекта строительства Транссибирской магистрали стало не только прокладка рельсового пути и сооружение технических построек, но и развития Сибири и Дальнего Востока в экономическом, духовном и культурном плане. С момента начала осуществления этого величайшего проекта был образован Комитет Сибирской железной дороги под председательство цесаревича Николая и учрежден специальный Фонд на сооружение церквей и школ в Сибири имени главного организатора проекта - императора Александра III.

"Прежде всего Комитетом Сибирской ж. д. была организована деятельность врачебно-питательных пунктов при узловых железнодорожных станциях. Их задачей являлось предоставление временного жилища, организация питания и лечения, а также начального обучения детей новоприбывших. Крайне необходимыми были церковные сооружения, роль которых первоначально выполняли молельные дома, часто организованные в мало приспособленных помещениях. Интересен опыт использования традиционных сборно-разборных юрт местного населения для обустройства переселенческих пунктов, на которых в некоторые годы скапливалось до нескольких десятков тысяч человек.

На первоначальном этапе деятельности Фонда использовалась передвижная церковь в виде железнодорожного вагона, специально построенного для Сибирской железной дороги на Путиловском заводе в Петербурге в ознаменование рождения Великой княгини Ольги Александровны. По Высочайшему распоряжению к его сооружению приступили 14 ноября 1895 г., в день святого крещения Великой княгини. Сам вагон-церковь был освящен в летней Императорской резиденции - Новом Петергофе. Храм был рассчитан на 70 молящихся, однако мог охватывать гораздо большее количество лиц, собиравшихся снаружи. Передвижная церковь имела звонницу с тремя колоколами, увенчанную крестом. Сам вагон был окрашен синим лаком с включением позолоченных декоративных деталей, выполненных из тикового дерева, "не поддающегося гниению и влиянию погоды".

Интерьер передвижной церкви был решен в дереве, применялся лакированный дуб с филенчатой резьбой. Иконостас был выполнен из дуба и включал икону Благовещения Пресвятой Богородицы, а по низу - изображения четырех Евангелистов. Над Царскими вратами было размещено изображение Тайной вечери, плафон церкви включал изображения Святого Духа, Креста и символов Ветхого и Нового Заветов. Местные иконы - изображения святого Иннокентия Иркутского и преподобного Сергия - располагались по двум сторонам от Царских врат. Вагон-храм был оборудован естественной вентиляцией и "паровым" отоплением".

В статье использован материал сайта "Образование и православие".

 

Дата публикации: 19 января 2016