Музей сказок и легенд города Новосибирска "Баюшки" подытожил расследование образа главного героя сказок про Емелю-дурака. Благодарим всех, кто принял в этом участие и высказал своё мнение относительно неоднозначных поступков Емели.
В некоторых комментариях к тексту сказок было отмечено, насколько взвешенно нужно подходить к толкованию их скрытых смыслов:
"Сказка - это хранилище скрытых сакральных смыслов. Если буквально воспринимать и интерпретировать, то и приходим к непонятным выводам, кажущимися вредными. Эта сказка просит глубокого погружения, прежде чем делать итоговые выводы для подрастающего поколения" (Анна Захваткина).
"Вообще в сказке не стоит всё воспринимать буквально, думаю. Часть вещей действительно там описана скорее метафорично, образно. Если хорошенько в этом покопать, да и почитать реальную расшифровку этой сказки, то можно обнаружить, что это реально так. У меня было уже с какого-то момента подозрение, что в сказке про Емелю, да и вообще в разных сказках в принципе есть глубинный смысл, и часть происходящего в них действительно описана образно и метафорично. И за ними скрывается то, что может происходить в реальной жизни" (Юлия Добросельская).
Что касается образа Емели, во всех комментариях звучит единодушное мнение, что все поступки героя связаны с его семейным статусом младшего сына, и зачастую он бывает непредсказуем. При этом его сказочный путь - это путь накопления жизненного опыта и становления:
"Мне кажется, что ему, как самому последнему брату, ничего не досталось, при делёжке, вот он стал так себя вести. За водой он пешком пошёл и воду зачерпнул, да и щуку отпустил - хороший парень" (Светлана Алекса).
"В известных мне вариантах сказки у Емели либо старшие братья, либо старая мать. Он младший, последыш, любимчик. Да и мужское воспитание (во втором случае) отсутствует. Уступить место на печи? Ну, старшие братья, возможно, считают слабостью греться (лежать) на печи - они работой греются. Давайте не будем называть Емелю положительным героем. Учитывая приобретённое всемогущество, Емеля скорее трикстер - неоднозначный архетип, от которого можно ожидать чего угодно" (Юлия Стародубцева).
"На самом деле Емеля очень менялся, я считаю, на протяжении сказки. Ведь щуку, из которой он думал сварить уху, он пожалел, проявив доброту к ней. То есть Емеля научился быть добрым, благодаря щуке, что взамен обещала исполнение его желаний. А началось в сказке всё, с того что он поначалу совершал определённые ошибки в жизни, но всё же он на них учился, в итоге. Думаю, это было простительно для него. Ведь важно, каким Емеля стал по итогу" (Юлия Добросельская).
"Скрытый смысл героя сказки в том, что любое дело должно сначала вызреть, чтобы результат был достойным. Чтобы хлеб был вкусным - тесто должно выстояться и на это нужно время. Чтобы помыться в ванной , надо её сначала наполнить водой; то есть подождать некоторое время, а потом результат будет достойным. Всему своё время! Дозревал паренёк на печи. Ещё один момент, который я вижу в этой сказке: пока за тебя кто-то что-то делает, можно спокойно лежать и не напрягаться. Емеля - самый младший брат, значит старшие раньше всё за него делали, а он только смотрел и пользовался плодами труда других членов семьи. Когда возникла ситуация, пришло время, он стал выполнять то, что мог... Получается, чем раньше дитятко начнёт сам что-то делать, тем лучше будет всем. Ну , и наверное, ещё одно - "сын ничего не может творить от себя, коли не видел отца творящего". Получается, так: Емеля лежал и наблюдал за окружающим его миром. Смотрел, как братья работу делали, невестки по дому суетились и учился выходить из жизненных ситуаций, а набравши ума-разума, сам стал смекалку-то и проявлять.
Я считаю, что в сказке речь идёт не про ошибки, а про опыт. Если ты поступаешь так, то результат твой будет такой. А если исправляешься и изменяешь своё отношение, то результат будет другим. Данное братьям слово нарушил... Он же слово братьям давал, а не невесткам. Братьев нет, значит и слово держать не перед кем. А угрозы невесток - это манипуляции. На манипуляции и ответ соответствующий. В итоге - сделал одолжение и отвязался от навязываний. Вот и выходит, что привязывались к Емеле герои, для того чтобы решить свои личные вопросы, а почему Емеля должен чьи-то ситуации разрешать... Емеля на каждое предложение отвечал действиями только после того, как понимал свою выгоду. Вот и получается, что надо, по примеру Емели, в каждом моменте найти для себя выгоду, тогда и сделать дело будет легче. А ошибки... На то они и ошибки, чтобы их исправлять, находить для себя выгодное положение, тогда и другим тоже будет приятно. И дело сделано и удовольствие получено" (Светлана Пахалюк).
"В муравейнике 70% муравьев лентяев - это стратегический запас муравейника, они включаются в работу сразу, если кто-то не возвращается в муравейник... Так и Емеля - решает задачи, которые обычным способом не решаются... Он не напрягается по жизни..." (Анатолий Катунин).
Подводя итоги обсуждения, разделяя в основном вышеприведённые суждения, хочется обратить внимание на одну важную деталь. То, что Емеля всё время проводит на печи, рассматривается как следствие его семейного статуса. Но если подробнее разобрать традиционное предназначение русской печи, не только как места погреться и поспать, но ещё и как магического средства для предсказаний, то получается, что Емеля не просто целыми днями валяется на печи. Он выполняет редкую и очень нужную по тем временам функцию, а значит обладает уникальными способностями. И такие люди были на Руси, которые вели себя как дети, но их почитали за умение предсказывать будущее - это блаженные. Интересно, но такая версия уже рассматривалась исследователями сказок про Емелю. Кстати, некоторые из исследователей подвергают сомнению принадлежность этих сказок к народным. Портал "Традиция. Русская энциклопедия".
Дата публикации: 5 августа 2023