Суссе кумы, чумыль-купы, шелькупы, шошкумы...

Такая пестрота наименований этого малого народа Сибири (а по старому остяки-самоеды), наверное и дала повод русским объеденить сеькупские и кетские племена под назвнием Пегая Орда. А может потому, что селькупы были соседями и союзниками Сибирского ханства - последнего осколка Золотой Орды. С основанием Нарымского острога (1596) русские сумели закрепиться на Средней Оби и обложить селькупов данью. В начале 18 века было осуществлено крещение томских селькупов. Под влиянием русских нарымские селькупы стали поселяться в деревнях, заводить домашний скот, культивировать огородничество. Основными направлениями хозяйственной деятельности селькупов являются охота и рыболовство. Главный объект пушной охоты в тайге – белка. Северные селькупы добывают песца, используя капканы и деревянные ловушки – пасти. Из парнокопытных объектами охоты являются в тайге лось, а в тундре и лесотундре – дикий олень, главным образом с помощью ружья. Современный охотничий промысел развит главным образом на севере селькупского региона. Древними селькупскими жилищами являлись квадратные или прямоугольные землянки – карамо, вырывавшиеся в обрывистых речных берегах. В 19 веке селькупские селения – юрты также располагались обычно по берегам рек. Традиционное зимнее жилище томских (нарымских) Селькупов – землянка или полуземлянка с бревенчатым или жердевым каркасом и деревянным полом. Для обогрева использовали чувал – очаг с трубой.

И все-таки какой образ селькупского народа наиболее очевиден для современников - стремительные как северный ветер ордынцы-селькупы, или же приземлённые шошкумы-остяки? Поиск ответа на http://www.narodru.ru/article1261.html  
 
Дата публикации: 4 декабря 2014