Образ Баюшки - продолжение фольклорных традиций

Коллективное обсуждение героя современного фольклора Сибири - Сибирского Баюшки получило продолжение в экспедиции по поиску его побратимов в фольклоре других народов. Поводом к этой экспедиции стало выяснение родства Баюшки и Бабая - устрашающего персонажа славянского фольклора, но по своему происхождению от тюркского слова "баба́", означающего "почитаемого мужчину" или "дедушку".

Участники экспедиции по поиску побратимов Сибирского Баюшки не ограничились ни пространством, ни временем. Продолжая исследовать славянские корни происхождения образа Баюшки по этимологической основе его имени, первым делом установили сродство с древнерусским певцом и сказителем Бояном. По одной из версий, Боян - славянское имя, от слова "боятися": "наводящий страх", "которого боятся".

          

Интересно, что широко известный сказочный персонаж русских волшебных сказок с однокоренным именем Кот Баюн, также имеет устрашающие черты - огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших к нему путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшебству и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдет спасение от всех болезней и недугов - сказки Баюна целебны.

Участниками экспедиции было установлено, что такая главная черта Сибирского Баюшки как мудрость, также является архетипической и роднит его с другим распространенным героем русских народных сказок - Стариком-Боровиком. Этакий мудрый человек, знающий много секретов, который и путь подскажет, и загадку загадает, и испытание заставит пройти для проверки. Возможно именно это испытание мудростью и строгостью и пугает людей, неподготовленных к самым неожиданным поворотам на жизненном пути. 

          

Наверное, близким по суровому духу к Старику-Боровику является хозяин тундры и тайги - Бай, предложенный участниками экспедиции в побратимы Сибирскому Баюшке еще и по сходству имен.

Но не только на родной русской и сибирской стороне нашлись Баюшке сродственники. Сказания и песнопения роднят его с британскими бардами - сказителями, которые входили в корпорацию друидов, священнослужителей и жрецов. Барды учились в течение двадцати лет, не имея права записывать ничего из выученного. Двадцать лет они наблюдали за природой и заучивали древние тексты, и лишь по окончанию этого срока имели право петь для королей. Самым известным из них является Талиесин.

          

Более того, по мнению участников экспедиции, дар сказителя сближает Сибирского Баюшку со скандинавским покровителем поэтов Браги, которому Один отдал мед поэзии.

Побратимы Сибирского Баюшки нашлись не только благодаря исследованиям исторических пластов в фольклоре самых различных народов. Самым неожиданным открытием экспедиции стал персонаж шахтерского фольклора - Добрый Шубин, выявленный на Донбассе. По преданиям шахтеров Шубин - это хозяин шахты. Иногда он может очень много помочь человеку, а другой раз может и рассердиться, да выгнать из шахты. Как только выходит последняя клеть с народом, он седым стариком садится в клеть и спускается в шахту. После чего шахта обязательно оказывается затопленной. А бывает, что он в виде человека-невидимки гоняет и гоняет вагоны с углем и дает шахтерам заработать очень много. 

          

Но самым интересным открытием экспедиции по поиску побратимов Сибирскому Баюшке стал авторский персонаж игреца и хитреца-скомороха Анны Самсоновой, которого организаторы экспедиции прозвали еще Лесным Эолом. Создание этого визуального образа показывает возможности современного развития фольклорных традиций. И судя по результатам этой экспедиции, Клуб сказочников "Баюшка" очень скоро может стать творческой площадкой современного фольклора Сибири.   

Дата публикации: 24 июля 2016