На Фестиваль сказок и легенд "Сибирские соболята-2015" поступила очень интересная интерпретация бурятской народной сказки "Мудрость стариков":
Как известно, многие привычки человека, его манеры и основы характера закладываются в раннем детстве. Все родители прекрасно это знают и осознают весь груз ответственности. Каждый родитель понимает, что нужно научить ребенка отличать добро от зла, научить его справедливости, целеустремленности, милосердию и общению с друзьями, как привить хорошие моральные качества. На помощь им приходит народная мудрость, отраженная в фольклоре, в том числе и - сказках.
Многие сказки основаны на древних мифах и народной мудрости. Из сказок мы можем извлечь опыт, накопленный народом за многие века. Поэтому чтение и слушание сказок чрезвычайно полезно и поучительно, так как в них преподносятся уже готовые уроки жизни. Рассказывание сказок - это одна из лучших форм передачи глубинных народных знаний молодому поколению. Они направляют наше сознание в сторону справедливости и предостерегают от ошибок.
Мне бы хотелось поведать вам бурятскую сказку «Мудрость стариков». Прежде хочется отметить, что различные варианты этой сказки встречаются также у славянских, тюркских, монгольских и многих других народов. Это говорит не только о прошлых межкультурных и межэтнических контактах, но и об актуальности и универсальности проблемы, поднятой в этой сказке. Глубокое размышление над этой темой было присуще многим народам мира. Ключевая идея этой сказки приобрела надэтнический характер и провозглашает гуманистические, общечеловеческие ценности. Данную старинную сказку хочу представить в новом прочтении и осмыслении.
Жил-был царь по имени Санад. Он был отважным правителем и бесстрашным воином. Многие страны завоевал и много подчинил народов. Создал большое государство, под властью которой оказались люди различных культур и верований.
Однажды правитель Санад издал жестокий приказ - истребить всех пожилых людей.
- Какая от стариков польза, - рассуждал он, - они немощные и больные. Их не возьмешь в армию, потому что они слишком слабые. Они не могут полноценно заниматься сельским хозяйством и работать на производстве. Требуют к себе немало внимания и заботы. Отнимают много времени у родственников и отвлекают их от работы. Без них жить будет лучше. Не надо будет на них добро переводить.
Взялись за дело каратели. Всех старых людей погубили. Остался только один старик - отец доброго человека по имени Цырен. Жаль ему стало своего престарелого мудрого отца. Спрятал он его в тайное место и стал украдкой носить ему пищу.
Живя без стариков, люди стали забывать свои лучшие вековые традиции и обычаи. Это привело к тому, что у них поменялись ценности. Они постепенно становились гордыми, злыми, завистливыми и эгоистичными. Никто никому не хотел ни в чем уступать. Все следовали только своим личным корыстным интересам. Небольшая кучка людей безмерно обогащалась, а большинство населения беднело и окончательно разорялось. В обществе царило недовольство и напряжение. Отдельные люди, при этом, захотели еще больше обогатиться на людских несчастьях. Они владели огромным богатством, но захотели они иметь такую же большую власть, как и их неисчислимое богатство. Они разжигали вражду между людьми разной веры. Порой эти споры стали угрожать единству государства.
Правитель Санад, осознавая нависшую над ним и его государством опасность, решил восстановить былое единство и взаимопонимание среди народов. Но не знал, как это сделать. Он издал указ о том, что тот, кто поможет ему решить эту проблему будет щедро награжден и станет главным его советником. Много умных людей приходило к правителю Санаду, но все же так никто и не смог дать ему исчерпывающего совета по этому вопросу. Правитель находился в большой печали от этого.
Однажды, узнав о том, какие события происходят в их государстве, престарелый отец Цырена поведал своему сыну пути ее решения. Он отправил сына во дворец к Санаду. Прибыв на место, Цырен добился встречи с правителем. Он передал царю слова отца.
- В нашем государстве много разных культур, религий и обычаев. Одни верят в Христа, другие - в Аллаха, третьи - в Будду, а некоторые другие ограничиваются почитанием своей родной природы и предков, а кто-то и вовсе является атеистом. Одни считают, что Бог един, другие же, что Богов много, а третьи – что богов нет. У одних народов мифы и ритуалы одни, у иных - другие. И все они убеждены в истинности только их веры. Все наши беды происходят от нашего неведения. Мы не можем постигнуть сути вещей. Это означает то, что мы, сами того не замечая, страдаем оттого, что считаем, лишь наше собственное мнение верным. Суждения остальных воспринимаются нами, как заблуждения. Мы не только не понимаем, но и не стараемся понять других. Это приводит к тому, что люди начинают притеснять тех, кто с ними не согласен. Очень часто человек, будучи весьма далеким от совершенства, все же считает себя идеальным. Из-за своей эгоистичности он не замечает свои недостатки и пороки. Это его заблуждение ввергает его в несчастья. Приносит многочисленные страдания. Человек же, вместо того, чтобы искать ошибки в своих мыслях и действиях, винит во всём других людей. Мудрый же человек всегда осознает свое несовершенство. Поэтому он вовремя может исправить свои ошибки и избежать многих бед. И самое главное - мудрый человек всегда терпимо и понимающе относится к культурным традициям других людей.
Понравилась Санаду речь Цырена. И он спросил, как он постиг такую истину. Тогда, Цырен признался, что все это услышал из уст своего спасенного престарелого отца. Осознал тогда правитель Санад свои ошибки, раскаялся и издал новые законы. Теперь запрещалась любая нетерпимость между людьми. Люди должны теперь толерантно относиться к своим традициям друг друга. И самое главное - царский указ запретил притеснять и обижать старых людей, а при встрече с ними на улице каждый должен уступать им дорогу, а по возможности еще и помогать. Так, мудрость старика помогла правителю Санаду спасти государство и добиться его дальнейшего процветания.
Айко Бурнакова, Новосибирск