Ненцы, живущие на полуострове Ямал, верят, что не они первые пришли на эту землю. Они считают, что до них на этих территориях жило племя низкорослых, но могучих (и телесно, и магически) людей. Говорят, что помимо низкорослости и коренастости этот народ отличался от прочих своими белыми глазами. Называют этот народ сихиртя (в краткой форме - сиртя). Существуют различные версии происхождения этого названия, как производное от глагола "сихирць" (приобрести землистый цвет кожи, чуждаться, избегать), от "си" (отверстие, дыра), от названия жука "си" (в которого превращается душа умершего).
По легендам, в незапамятные времена сихиртя пришли на Ямал из-за моря. Сначала они поселились на острове, а затем, когда его берега стали обрушиваться под ударами штормов, переправились на полуостров. Их образ жизни значительно отличался от ненецкого: они не разводили оленей, вместо этого охотились на диких, носили красивую одежду с металлическими подвесками. В некоторых преданиях сихиртя описываются как хранители серебра и золота или как кузнецы, после которых на земле и под землей остаются "железки", их дома-сопки представлялись прикрепленными к вечной мерзлоте железными веревками. В общем, типа гномы вечной мерзлоты.
Однажды сиртя переселились в сопки и стали подземными жителями, на поверхность тундры выходят по ночам или в туман. В своем подземном мире они владеют стадами мамонтов ("я-хора" - "земляных оленей"). Встречи с сиртя одним приносили горе, другим - счастье. Известны случаи женитьбы ненцев на женщинах сиртя. В то же время, сиртя могли украсть детей (если те допоздна продолжали игры вне чума), наслать порчу на человека или напугать его (да, такие вот ненецкие эльфы).
Есть упоминания и о военных столкновениях ненцев с сиртя, при этом последние отличались не столько ратной доблестью, сколько умением неожиданно скрыться и внезапно появиться вновь. Сей момент в их поведении, видимо, дает основания проводить параллели между сихиртя и русской чудью.
Дата публикации: 22 октября 2014