Тема народов Сибири является для Фонда "Мое открытие Сибири" одной из центральных. Во-первых, она постоянно освещается на сайте "Маршрутами сказок и легенд" - собран целый свод групп представителей малых и коренных народов ВКонтакте. Цикл статей - всего 28, был посвящен отдельным малым и коренным народам. Во-вторых, литературно-художественный фестиваль сказок и легенд "Сибирские соболята-2015" был посвящен литературным традициям народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Команда Фонда "Мое открытие Сибири" считает, каким бы исторически процесс присоединения Сибири к России не был - завоеванием и колонизацией или освоением, сейчас важно одно - мы все несем ответственность за сохранение культурного и этнического многообразия Сибири, независимо от того, идет ли речь о народах, от которых осталось не более 10 человек, или же о народностях, имеющих самостоятельный административный статус.
В ходе подготовки ко Дню Сибири в 2015 году, направленного на формирование позитивного образа региона и в развитие привлекательности его имиджа, Фонд намерен добиться участия ученых - представителей СО РАН, которые последнее время активно работали в этом направлении. В том числе и в плане межнациональных отношений. Предлагаем здесь выдержки из монографии Ерохиной Елены Анатольевны "Сибирский вектор внутренней геополитики России", кандидата философских наук, доцента, старшего научного сотрудника сектора этносоциальных исследований Института философии и права Сибирского отделения РАН:
"Сибирь - уникальный регион, который располагает, помимо индустриально-сырьевой базы, еще и населением с высоким уровнем развития человеческого потенциала. Сибирь - это не только основной энергетический, природно-ресурсный, важный геополитический регион России, но и своеобразная натуральная ее модель, в которой представлены все основные социокультурные составляющие Российского общества - цивилизационные, этнические, конфессиональные. Это территория многовекового взаимодействия славянских, тюркомонгольских, угро-финнских, палеоазиатских народов, пространство диалога христианства, ислама, буддизма, шаманизма, взаимодействия земледельческого и кочевого хозяйственных укладов, доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ. Этносоциальные процессы, протекающие здесь, достаточно полно репрезентируют не только Россию, но и сопредельные территории Центральной Азии, с которыми народы Сибири имеют много общего в хозяйственной и культурной жизни. Сибирь - это Азия географически, но не только, это - Азия социокультурно. Как для русского народа, так и для народов Северо-Восточной Азии это имело положительные последствия в геополитическом, экономическом, социальном и культурном плане. В процессе взаимодействия русской и аборигенных культур народов Сибири происходило их взаимообогащение как в материальной, так и в духовной сфере, что способствовало расширению цивилизационной платформы Российской цивилизации и укреплению Российской государственности. Известно, что русские много переняли у аборигенов Сибири в средствах охоты, рыбной ловли, в одежде, жилище, в умении выживать в экстремальных условиях, а также в фольклоре и мифологии. Важную роль в интеграции Сибири в Российское государство играла не только центральная власть, но и близость ценностных ориентиров взаимодействующих этносов, русских и аборигенов Сибири: умение уживаться друг с другом, выносливость, упорство и терпение в преодолении жизненных тягот. Это положительно сказывалось и на процессах государственного строительства, так и на формировании комплиментарных межэтнических отношений народов Российской цивилизации".