Издревле в фольклоре тюркских и славянских народов живут родственные духи. Например, лесные - Леший и Пицен. Оба склонны к перевоплощению. И тот и другой могут одарить счастьем и удачей, а могут и обречь на гибель путников, заводя их в лесные дебри.
Или Кикимора домашняя и Бичура. Обе живут по соседству с людьми, чаще всего в подвале или погребе. Обе любят подшутить над своими хозяевами, порой довольно таки зло. Но при этом способны принести им удачу, счастье и богатство, в зависимости от своего расположения к людям.
Родственниками в тюркской и славянской мифологии можно считать Дракона Зиланта и Змея Горыныча.
Но вот такой персонаж, как Бабай, в славянском фольклоре имеет вполне исторические корни. Во-первых, в переводе с татарского на русский язык, это слово означает просто "старик, дедушка". Во-вторых, по традиции у некоторых славянских народов в период турецкой оккупации к сборщику дани бытовало уважительное обращение "бабай-ага". Отсюда и происхождение образа-страшилки Бабайки - "Вот придет Бабайка и заберет с собой", поскольку мальчиков действительно насильно могли забрать в янычары.
О родстве двух реальных фольклорных персонажей - Бабая и Баюшки зашел нынче разговор на традиционном народном празднике татар и башкир "Сабантуй" в поселении чатских татар Юрт-Ора в Колыванском районе. По мнению местных жителей, Бабай - это тот же аксакал по своему главному качеству - жизненной мудрости. Здесь же, коренные жители Сибири признали в реальном образе Сибирского Баюшки родственника Бабая.
Очень вероятно, что у большинства коренных народов Сибири в традиционной литературе присутствует такой персонаж, основным качеством которого является мудрость. Тогда очень может статься, что вместе с Сибирским Баюшкой скоро образуется целый пантеон сказочных мудрецов. Тогда книга об их дружном сказочном житии-бытии станет Книгой сибирской мудрости.
Дата публикации: 11 июля 2016